+1 °С
Болотло
Антитеррор
Бөтә яңылыҡтар

Презентовали лучшие практики по привлечению талантливой молодежи

В Уфе прошло выездное заседание Дискуссионного клуба VOSTOK «Лифт в будущее: как выявить, воспитать и привести к работодателю талантливого специалиста». 

Презентовали лучшие практики по привлечению талантливой молодежи
Презентовали лучшие практики по привлечению талантливой молодежи

Руководители ведущих российских некоммерческих организаций, представители бизнеса и органов государственной власти обсудили, какие меры уже сегодня способствуют развитию непрерывной карьерной траектории и помогают талантливой молодежи реализовать свой потенциал на пути к профессиональному успеху.

Какие меры уже сегодня способствуют развитию непрерывной карьерной траектории и помогают талантливой молодежи реализовать свой потенциал на пути к профессиональному успеху, а также тому, какая роль отводится некоммерческим организациям в решении вопросов, связанных с формированием социального капитала страны, обсудили руководители ведущих российских некоммерческих организаций, представители бизнеса и органов государственной власти. Участники мероприятия узнали о вариантах поддержки, способствующих развитию непрерывной карьерной траектории, методах реализации личностного потенциала на пути к профессиональному успеху, роли и возможностях НКО в решении вопросов, связанных с выявлением и развитием талантов в сфере науки и образования.

Открывая дискуссию модератор встречи, директор управляющей компании НОЦ РБ, Наталия Латыпова отметила, что Межвузовский студенческий кампус Евразийского НОЦ в Уфе – это первый кампус страны, запущенный в рамках нацпроекта «Наука и университеты», и сегодня это уже полноценно действующий центр развития науки, междисциплинарного образования и креативных индустрий Республики Башкортостан, новая точка притяжения для школьников, студентов, молодежи и гостей нашей столицы:

«Для нас большая честь принимать выездное заседание Дискуссионного клуба VOSTOK и особенно приятно, что тема заседания обозначена как «Лифт в будущее: как выявить, воспитать и привести к работодателю талантливого специалиста». Для Республики Башкортостан, как для промышленного региона, вопрос воспитания, подбора кадров для работодателей, в том числе, участников Евразийского НОЦ, является крайне важным и стратегическим. В условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета и лидерства кадры, наряду с мерами государственной поддержки, играют ключевую роль в достижении поставленных Президентом Российской Федерации задач. При этом траектория, которой должен следовать молодой специалист, должна начинаться еще в школе, бесшовно проходить через подготовку в вузе и заканчиваться на предприятии. Необходимо начинать профориентацию и взаимодействие с будущими кадрами уже со школьной скамьи. В рамках Евразийского НОЦ как раз такая работа и ведется, и мы очень рады, что нашим гостям сегодня удалось представить достижения Евразийского НОЦ в области подготовки кадров, взаимодействия с индустриальными партнерами и университетами. Мы благодарим наших спикеров, которые включились в обсуждение столь важной для нашего региона повестки».

С приветственным словом к участникам выездного заседания обратилась заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, которая отметила, что квалифицированные специалисты становятся решающим фактором для устойчивого развития экономики и общества:

«Кадры решают все, и вопрос: как найти кадры, как выявить талантливого специалиста, который сделает работу предприятия эффективной? Это задача для всех — и сферы образования, и работодателей. Найти нужного человека — это не только выявить его таланты, но и правильно интегрировать в коллектив, чтобы работа приносила результат.

Важно начать с выбора профессии и создать образование, которое обеспечит плавный переход от учебного заведения к работодателю. Образование должно не просто давать знания, а готовить человека к реальной жизни, чтобы работа была источником дохода и удовольствия. Когда специалист находит свою профессию, ему легко встраиваться в нужную команду и быть вовлечённым в процесс создания чего-то значимого».

Заместитель Руководителя – Статс-секретарь Федерального агентства по делам молодёжи Денис Аширов в своем видео-приветствии обозначил ключевые задачи молодежной политики и подчеркнул, что в условиях глобальных изменений и технологических вызовов главной задачей становится подготовка востребованных специалистов, способных адаптироваться к переменам и продвигать инновации:

«Одна из важнейших задач — подготовить молодежь к реальному рынку труда, воспитать сильные востребованные кадры, способные адаптироваться к изменениям и внедрять инновации. Молодежная политика формируется не в рамках одной отрасли, а по возрастному принципу, требующему координации между федеральными органами, ведомствами и образовательными учреждениями. Работа с молодежью невозможна в одиночку, ведь молодежная политика формируется не по отраслевому, а по возрастному принципу, в тесном межведомственном взаимодействии с другими федеральными органами власти, ведомствами и образовательными организациями.

Денис Аширов также выделил значимость системного подхода, который уже приносит реальные результаты: «Системная, консолидированная работа правительства Российской Федерации позволила нам достигнуть рекордно низкого уровня безработицы, такие результаты стали возможны благодаря долгосрочным программам содействия занятости до 2030 года».

Вице-президент Российской академии науки, академик РАН Степан Калмыков, отвечая на вопрос, на что ориентирована современная научная молодежь и каковы ее приоритеты, затронул ключевые вопросы, которые сегодня определяют научную деятельность молодых исследователей.

Вице-президент РАН отметил, что современная научная молодежь стремится к высокому уровню исследований и нацелена на то, чтобы их работы соответствовали мировым стандартам. Молодые ученые ориентированы не только на теоретическую ценность результатов, но и на их практическую значимость:

«Им важно, чтобы их работы были на уровне мировой науки. Будь то глубокие фундаментальные исследования или конкретные результаты, они хотят, чтобы их публикации и конференции, в которых они участвуют, были конкурентоспособны в международном сообществе. Также для них очень важна практическая значимость результатов. Приходя в лаборатории, чтобы делать курсовые, дипломные и диссертационные работы, они задают вопрос: "А кому это нужно?" Они хотят, чтобы их работа имела перспективу — в виде новой технологии, лекарства или фундаментального открытия, раскрывающего законы природы».

Академик также подчеркнул важность междисциплинарного подхода и широты научного кругозора для успеха в современной науке, призвав молодых ученых «широко смотреть на мир»:

«Сегодня ни одно научное открытие, ни одна технологическая новинка невозможны без междисциплинарного подхода. Если вы, например, разрабатываете лекарство, вам нужно знать основы химии, аналитической химии, медицины и фармацевтики. А если добавить сюда элементы ядерной физики, инженерных наук и других дисциплин, то лишние знания точно не будут лишними. Каждое открытие и каждая новая технология создаются сейчас на стыке разных наук».

Кроме того, Степан Калмыков отметил, что наука — это одна из самых творческих сфер, и для ученого важно понимать, как его работа влияет на окружающий мир: «Наука — это самое творческое занятие, какое только можно придумать. Она расширяет наши представления об окружающем мире и помогает человечеству решать глобальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся».

Как сегодня Президентская платформа «Россия – страна возможностей» работает с новыми задачами, определенными государством, в том числе в рамках новых нацпроектов, рассказал Первый заместитель генерального директора Президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов:

«В этом году в послании Федеральному Собранию Президент России и Председатель Наблюдательного совета платформы «Россия – страна возможностей» Владимир Путин предложил консолидировать позитивный опыт в сфере молодежной политики и запустить новый национальный проект «Молодёжь и дети». Сообщество платформы «Россия – страна возможностей» не только полностью соответствует этому нацпроекту, мы уже более 6 лет создаем условия для саморазвития молодежи независимо от места жительства, возраста, пола и других категорий. 2/3 наших проектов предназначены для школьников, студентов и молодых специалистов. Наши участники получили десятки самых разных возможностей для развития, таких как: поступление в престижный вуз, стажировка и трудоустройство в ведущих компаниях России, образовательный грант, возможность реализовать свой проект, поработать с наставником из числа ведущих управленцев страны, отправиться в путешествие по России или создать свою команду единомышленников и многие другие».

Первый заместитель Министра образования и науки Республики Башкортостан Светлана Антипина поделиласьопытом сотрудничества с образовательными организациями региона и рассказала о лучших республиканских практиках взаимодействия с индустриальными партнерами:

«Искренне хочется верить, что благодаря программам поддержки кадровой политики мы унифицируем подготовку бесшовного перехода молодого специалиста: ребенок начнет обучаться в школе в рамках федеральной государственной программы, углубленно изучая предмет, затем в старших классах присоединятся колледжи и вузы. И необходимо подключать предприятия. В системе образования ничего не может быть хаотичным, нужно все структурировать - должна получится красивая молекула воды. Только тогда будет результат. Приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству».

Генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков сообщил в своем выступлении, что Центр знаний «Машук» сегодня – это в широком смысле площадка для взаимодействия Министерства просвещения РФ, Минобрнауки России, Росмолодежи, Российского общества «Знание», государственных институтов развития и корпоративных университетов. Эксперт рассказал, как подготовить современного выпускника: колледжа, вуза – к рынку труда, где уже сегодня развернулась нешуточная борьба за лучшие кадры среди HR-подразделений корпораций страны, и как помочь ему найти компанию своей мечты:

«Сегодня готовить выпускника нужно не только как профессионала по той специальности, которая указана у него в дипломе. Рынок труда и потенциальные работодатели ждут, что после у потенциального соискателя, кроме профессии, в арсенале есть и другие компетенции. Особенно внимательно работодатели смотрят на проектные и коммуникативные компетенции, умение работать с данными и знание основ информационных технологий, адаптивность и обучаемость, стрессоустойчивость, креативность и целеустремленность. Мы уверены, что каждую из этих способностей можно развивать, но, к сожалению, не каждая организация профессионального или высшего образования развивает у себя технологии, способные подготовить выпускника под реальные запросы рынка труда. Многие молодые специалисты, даже имея подобные компетенции, не могут их правильно сформулировать при составлении резюме. Поэтому постоянная настройка образовательных организаций с потенциальными работодателями и тенденциями рынка труда, куда каждый год отправляют своих выпускников, просто необходима».

Президент Благотворительного фонда «Система», член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, Лариса Пастухова отметила в своем выступлении ряд проектов, которые реализует фонд «Система»: «Лифт в будущее», «Первая стажировка», «Первое рабочее место», которые позволяют выстраивать неразрывную связь «школа-вуз-работодатель», используя эффективные инструменты сопровождения молодых талантов от школьной скамьи – к первому рабочему месту. Отвечая на вопрос, какие меры способствуют развитию непрерывной карьерной траектории и как «не потерять» на этом пути мотивированных ребят и привести его к работодателю, который его ждет, Лариса Пастухова сообщила:

«По данным исследования Благотворительного фонда «Система», 66% молодых людей впервые задумались о профессии, которую в итоге выбрали для профессионального образования, еще в школе, причем четверть молодых людей совершила выбор до перехода в старшие классы. Это дает понимание, что карьерная траектория молодого человека начинается задолго до поступления в вузы и колледжи – профориентация молодеет, и сегодня это понимают крупные работодатели. Совместно с индустриальными партнерами и образовательными организациями Фонд формирует портфель проектов, направленных на работу с молодежью разных возрастов – школьниками, студентами и выпускниками, молодыми учеными и специалистами, чтобы сделать путь в профессию максимально «бесшовным», а работу по развитию человеческого капитала – максимально эффективной».

Ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета Олег Баулин сообщил о мерах поддержки и инициативах, способствующих творческому и профессиональному развитию молодых сотрудников, широко представленные в университете:

«В первую очередь, это финансовая поддержка, реализованная в вузе, такая как выплаты за публикации в международных изданиях и стимулирование профессорско-преподавательского состава, занимающегося подготовкой диссертаций. Также это большой объем мероприятий университета, связанных с реализацией лидерских проектов, у нас ежегодно поддерживается несколько сотен проектов, в этом году на эти цели выделено около 30 миллионов рублей.

Во многих университетах, и в УГНТУ в том числе, есть меры поддержки профессоров-наставников, профессоров-исследователей, профессоров-практиков, международных профессоров. Помимо этого, у нас есть категории «цифровой профессор», «цифровой доцент» – это преподаватели, которые активно применяют современные технологии в своей деятельности. Им также полагаются стимулирующие выплаты. Существует у нас и система поддержки творческих инициатив преподавателей в создании онлайн-курсов. Важно отметить, что мы понимаем необходимость не только финансовой мотивации, но и развития в целом, что реализуется через организацию образовательных модулей. Регулярно у нас реализуются различные внутренние образовательные проекты, такие как Молодежная школа кадрового резерва, школа РОП (руководителей образовательных программ). Таким образом, мы в Уфимском государственном нефтяном техническом университете стараемся подходить к вопросу творческого и профессионального развития сотрудников комплексно, учитывая, как финансовые аспекты, так и организацию обучающих мероприятий».

Генеральный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров в своем выступлении затронул важность синхронизации кадровых и образовательных процессов в рамках национальных проектов:

«Мы работаем по всем национальным проектам России, и практически в каждом из них есть трек, связанный с кадрами. Отдельный кейс - Десятилетие науки и технологий, одной из задач которого является формирование образа молодого ученого - в том числе для вовлечения молодежи в науку.

Согласно данным социологических исследований, в топ-10 узнаваемых ученых вошли три молодых - Алексей Федоров, Максим Никитин и Никита Башнин. Это результат многогранной коммуникационной работы, которую мы вместе с партнерами ведем еще с начала Года науки и технологий».

Особое внимание Глеб Федоров уделил необходимости комплексного подхода к коммуникации, который помогает развивать различные профессии:

«Наша коммуникация должна помогать каждому развиваться по-своему, при этом профессия не должна мешать другой. Это общая рамка, что касается инструментов, которые мы используем для работы с целевыми аудиториями всех национальных проектов. Наша задача — работать со всеми ведомствами и регионами, используя все доступные медийные и маркетинговые инструменты».

Также спикер отметил, что важно, чтобы профессии дополняли друг друга, а не конкурировали, давая возможность детям и родителям самим выбирать путь:

«Мы стремимся к тому, чтобы в нашей коммуникации кадровые вопросы не мешали друг другу, занимаясь таким сложным продюсированием, чтобы профессии дополняли друг друга. Ведь ребенок и родители должны следовать не авторитарному мнению, а делать свой выбор на основе легких касаний с информацией».

Исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ, руководитель Технопарка Физтех-лицея имени П. Л. Капицы Андрей Богданов поделился опытом деятельности Фонда развития Физтех-школ, который масштабирует на всю страну лучшие образовательные практики по техническим и естественно-научным направлениям благодаря проекту «Наука в регионы», а также о том, каких успехов уже удалось достичь:

«Фонд развития Физтех-школ на протяжении 15 лет активно работает над трансляцией лучших образовательных практик Московского физико-технического института и Физтех-лицея имени П. Л. Капицы. Наша миссия - подготовить будущих высокотехнологических лидеров, которые сделают Россию страной, где хочется жить, развиваться и растить детей. В программах Фонда участвуют более 70 000 школьников, студентов, руководителей образовательных организаций, педагогов из 71 региона России. В Фонде реализуется более 20 программ, нацеленных на подготовку будущих технологических кадров. В частности, проект "Наука в регионы", который в этом году получил федеральную поддержку, позволяет нам внедрять передовые методики обучения в школах по всей стране при создании профильных классов физмат и иных технологических направлений».

Завершая дискуссию программный директор Дискуссионного клуба VOSTOK, Генеральный директор Фонда «Природа и люди» Сергей Рыбаков подвел итоги выездного заседания и поделился планами клуба по теме молодежной политики на ближайшую перспективу и предстоящий 2025 год:

«Молодежную политику в России сегодня адаптируют под нужды экономики – запрос на ее корректировку продиктован потребностями на рынке труда. Задача новых нацпроектов России – подготовить молодые кадры, востребованные рынком. Правительство РФ планирует ежегодно формировать пятилетний прогноз потребности в кадрах как на уровне всей экономики, так и в разрезе отдельных регионов, отраслей и профессий. На основе этих данных будут приниматься управленческие решения. Координация и поддержка этой работы со стороны государства повысит эффективность усилий компаний по подготовке будущих кадров для национальной экономики.

Презентовали лучшие практики по привлечению талантливой молодежи
Презентовали лучшие практики по привлечению талантливой молодежи
Автор:Гульдар Кинзябаева
Читайте нас: